четверг, 19 апреля 2012 г.

Арттерапия. Часть 2.

Программа.

Цели:

—стимуляция двигательной активности, коррекция нарушений общей и мелкой моторики;

—формирование познавательной, личностной активности, самостоятельности, расширение социальных контактов;

—профилактика и коррекция тормозимых и ипохондрических черт характера, тревожности, страхов, эгоистических тенденций в формировании личности;

—профилактика и коррекция коммуникативных нарушений,
возникающих как из-за речевых нарушений, так и вследствие соци­альных ограничений;

—развитие всех видов восприятия, временных, пространствен­ных представлений, представлений о схеме тела, подготовка руки к письму, развитие графических навыков и изодеятельности;

—формирование целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности;

—развивать любознательность, воображение;

—расширять запас знаний и представлений;

-воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.

1. занятие описано в предыдущем посте

2.Рисование двумя руками. Детям предлагается игра: мы — инопланетяне, прибыли на Землю с дружественными целями, но не умеем ни го­ворить, ни писать на земных языках. Как нам дать по­нять землянам, что мы — не враги и у нас добрые на­мерения? После короткого обсуждения (при этом про­исходит распределение ролей по инициативе детей: кто будет командир, кто пилот и т. д.) решаем, что лучше всего нарисовать рисунок, выражающий наши друже­ские чувства. Психолог вводит условие: инопла­нетяне и пишут, и рисуют двумя руками. Со стороны детей следует мгновенная реакция: «А я не умею!»— «Ну и что? — отвечает психолог. — Я тоже не умею. Но это ведь инопланетный рисунок. Здесь совсем другие представления о красоте. Это инопланетная кра­сота»,— и садится рисовать вместе с детьми.

После первых сомнений и обязательных «я не умею», «я не могу» все постепенно увлеклись. Рисунки, как и следовало ожидать, изображают симметричные предме­ты, но темы очень разнообразны: «инопланетный са­лют», «инопланетная новогодняя елка», ракета, бабоч­ки, букеты «инопланетных цветов», инопланетяне, кос­мос, сердце. Абсолютно у всех детей рисунок распро­страняется на весь лист. Большинство без каких-либо подсказок использует яркие теплые цвета.

Главные итоги: проявление инициативы, радость экспериментирования. Дети открыли новый, очень ин­тересный способ изображения — рисование двумя рука­ми. Другой важный результат — попытка вы­разить в рисунке определенные чувства, эмоции. Во вре­мя обсуждения дети искали ответ на вопрос: «Как вы­разить добрые чувства?» и предлагали изобразить что-нибудь приятное, радостное. Вопрос о цветовом реше­нии не обсуждался, однако, как уже было сказано вы­ше, многие интуитивно выбрали теплые тона. Удиви­тельно, что почти всем детям удалось преодолеть стереотипы представлений об «инопланетянах», вынесен­ные из видеофильмов, хотя фильмы эти смотрят бук­вально все.

3.Облака и лужи, похожие на животных. Предварительная беседа была посвящена то­му, что наша фантазия может совершить волшебство: неживое и неинтересное превратить в живое и необык­новенное. Дети наперебой вспоминали, какие образы им удавалось увидеть в пятнах, ковровых узорах, в контурах больших камней, луж, в облаках. Потом взрослый предлагает нарисовать «облако, похожее на кота» и «лужу, похожую на поросенка». У некото­рых детей (но уже не у всех) первая реакция: «Не умею» или же немое оцепенение над листом бумаги. Взрослый ободряет их, напоминая, что мы рисуем не самого поросенка, а всего лишь лужу, похожую по фор­ме на поросенка.

Упражнение затруднено тем, что приходится рабо­тать красками. Дети не любят работать красками и всегда, если им разрешить, предпочитают фломастер или карандаши. Они мыслят линией, а не пятном. Да­же там, где им хочется применить цвет, они сначала рисуют контур, а потом уже закрашивают его.

Страх перед формой у детей был снят не только за­данием нарисовать «похожее облако», а не само живот­ное, но и разрешением нарисовать любое животное. Т. е. даже самые робкие получили возможность из про­извольного пятна сделать «что получится».

В этом и состоит главный смысл занятия — у детей возникает чувство своей «умелости», состоятельности, способности выполнить задачу, которая вначале каза­лась непреодолимой. Для большинства детей это занятие стал настоящей победой.

4.Встреча двух проволочных со­бачек — веселой и грустной. От занятия к занятию обста­новка делается все менее официальной. В начале этого занятия мы вспоминаем, что было на вчерашнем уро­ке, смотрим рисунки, принесенные детьми из дома. По­том взрослый предлагает игру с проволокой: попро­бовать согнуть кусок проволоки так, чтобы получилась какая-либо законченная форма. Дети с удовольствием экспериментируют: делают кольца, волны, спирали, девочки пытаются изобразить цветы, мальчики — писто­леты. Потом предлагается попробовать нарисовать двух проволочных собачек: одну веселую, а другую грустную. Как показать в рисунке настроение собачки? Этот воп­рос озадачил детей. Они никогда над этим не задумы­вались, как потом сами признавались. Мы рассуждаем, отчего собачке может быть грустно, а отчего весело. Дети воодушевились, наперебой вспоминают разные трогательные случаи с животными. Как выглядит груст­ная собачка? Об этом они не столько рассказывают, сколько изображают позой и мимикой, а Алла даже скулит. У неё и на рисунке изо рта грустной собачки тянется надпись «уууууу!».

На этом занятии основные усилия были направлены на образование у детей ориентировоч­ной основы действия по третьему типу, т. е. путем ана­лиза ошибок и способа их преодоления. Если ребенок выражает недовольство получившейся собачкой, препо­даватель говорит: «Не бывает так, чтоб все не получи­лось. Как тебе самому кажется, где проволочка изогну­та неправильно?» — и побуждает ребенка подробно про­говорить, где он неверно направил линию и куда она должна пойти, чтоб получилось лучше. Потом ребенку предлагается осуществить действие еще раз. Если он опять недоволен, процедура анализа повторяется и следует новая попытка выполнить рисунок. Дети работа­ют сосредоточенно, как никогда. Некоторые делают мно­жество попыток, пока не получат удовлетворяющий их вариант. Очень интересно наблюдать, как они старают­ся выразить настроение собачки: поза и мимика упо­добляются тому, что они рисуют, авторы разговаривают со своим, произведением, уговаривают грустную собач­ку потерпеть, а веселую хвалят, придумывают им клич­ки.

Итак, главным достижением на этом занятии стало стремление детей осмыслить свои ошибки и активные попытки добиться желаемого результата (большинство достигло такого результата с 3—4 попытки). Мне пришлось быть свидетелем, как па уроках письма дети впадали в уныние оттого, что у них «не по­лучилось», как они нервничали, некоторые отталкивали от себя тетрадь. Такова реакция наиболее добросовестных детей, когда приходится изображать что-то новое, еще не освоенное. Здесь же с самого начала была снята тревожность, дети получили право на ошибку, потому что, во-первых, проволочная собачка не обязана быть идеальной, а во-вторых, они убедились, что могут рас­поряжаться линией по своему усмотрению и создавать все более удачные варианты (что и делали с порази­тельной настойчивостью, которой, думается, позавидо­вали бы учителя, добивающиеся красивого почерка у детей). Эффект был так силен, что многие тут же вы­разили желание остаться еще на один час и поучиться «огибать проволокой и других зверей».

Другой важный итог — осознание эмоционального состояния своих персонажей и выразительных средств для его передачи. Веселую собачку дети изображали с поднятой головой, высунутым розовым язычком, весело закрученным хвостом. У грустных собачек хвост и мор­дочка опущены, ушки висят, па некоторых рисунках собачки плачут. Интересно, что некоторые использова­ли выразительность цвета. Многие по своей инициативе добавили окружающую природу, за­бор, будку, дом и т. п.

Буду рада, если упражнения помогут вам лучше понять своих малышей

!остальные пять упражений в следущей части)))

2 комментария: