Программа.
Цели:
—стимуляция двигательной активности, коррекция нарушений общей и мелкой моторики;
—формирование познавательной, личностной активности, самостоятельности, расширение социальных контактов;
—профилактика и коррекция тормозимых и ипохондрических черт характера, тревожности, страхов, эгоистических тенденций в формировании личности;
—профилактика и коррекция коммуникативных нарушений,
возникающих как из-за речевых нарушений, так и вследствие социальных ограничений;
—развитие всех видов восприятия, временных, пространственных представлений, представлений о схеме тела, подготовка руки к письму, развитие графических навыков и изодеятельности;
—формирование целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности;
—развивать любознательность, воображение;
—расширять запас знаний и представлений;
-воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.
1. занятие описано в предыдущем посте
2.Рисование двумя руками. Детям предлагается игра: мы — инопланетяне, прибыли на Землю с дружественными целями, но не умеем ни говорить, ни писать на земных языках. Как нам дать понять землянам, что мы — не враги и у нас добрые намерения? После короткого обсуждения (при этом происходит распределение ролей по инициативе детей: кто будет командир, кто пилот и т. д.) решаем, что лучше всего нарисовать рисунок, выражающий наши дружеские чувства. Психолог вводит условие: инопланетяне и пишут, и рисуют двумя руками. Со стороны детей следует мгновенная реакция: «А я не умею!»— «Ну и что? — отвечает психолог. — Я тоже не умею. Но это ведь инопланетный рисунок. Здесь совсем другие представления о красоте. Это инопланетная красота»,— и садится рисовать вместе с детьми.
После первых сомнений и обязательных «я не умею», «я не могу» все постепенно увлеклись. Рисунки, как и следовало ожидать, изображают симметричные предметы, но темы очень разнообразны: «инопланетный салют», «инопланетная новогодняя елка», ракета, бабочки, букеты «инопланетных цветов», инопланетяне, космос, сердце. Абсолютно у всех детей рисунок распространяется на весь лист. Большинство без каких-либо подсказок использует яркие теплые цвета.
Главные итоги: проявление инициативы, радость экспериментирования. Дети открыли новый, очень интересный способ изображения — рисование двумя руками. Другой важный результат — попытка выразить в рисунке определенные чувства, эмоции. Во время обсуждения дети искали ответ на вопрос: «Как выразить добрые чувства?» и предлагали изобразить что-нибудь приятное, радостное. Вопрос о цветовом решении не обсуждался, однако, как уже было сказано выше, многие интуитивно выбрали теплые тона. Удивительно, что почти всем детям удалось преодолеть стереотипы представлений об «инопланетянах», вынесенные из видеофильмов, хотя фильмы эти смотрят буквально все.
3.Облака и лужи, похожие на животных. Предварительная беседа была посвящена тому, что наша фантазия может совершить волшебство: неживое и неинтересное превратить в живое и необыкновенное. Дети наперебой вспоминали, какие образы им удавалось увидеть в пятнах, ковровых узорах, в контурах больших камней, луж, в облаках. Потом взрослый предлагает нарисовать «облако, похожее на кота» и «лужу, похожую на поросенка». У некоторых детей (но уже не у всех) первая реакция: «Не умею» или же немое оцепенение над листом бумаги. Взрослый ободряет их, напоминая, что мы рисуем не самого поросенка, а всего лишь лужу, похожую по форме на поросенка.
Упражнение затруднено тем, что приходится работать красками. Дети не любят работать красками и всегда, если им разрешить, предпочитают фломастер или карандаши. Они мыслят линией, а не пятном. Даже там, где им хочется применить цвет, они сначала рисуют контур, а потом уже закрашивают его.
Страх перед формой у детей был снят не только заданием нарисовать «похожее облако», а не само животное, но и разрешением нарисовать любое животное. Т. е. даже самые робкие получили возможность из произвольного пятна сделать «что получится».
В этом и состоит главный смысл занятия — у детей возникает чувство своей «умелости», состоятельности, способности выполнить задачу, которая вначале казалась непреодолимой. Для большинства детей это занятие стал настоящей победой.
4.Встреча двух проволочных собачек — веселой и грустной. От занятия к занятию обстановка делается все менее официальной. В начале этого занятия мы вспоминаем, что было на вчерашнем уроке, смотрим рисунки, принесенные детьми из дома. Потом взрослый предлагает игру с проволокой: попробовать согнуть кусок проволоки так, чтобы получилась какая-либо законченная форма. Дети с удовольствием экспериментируют: делают кольца, волны, спирали, девочки пытаются изобразить цветы, мальчики — пистолеты. Потом предлагается попробовать нарисовать двух проволочных собачек: одну веселую, а другую грустную. Как показать в рисунке настроение собачки? Этот вопрос озадачил детей. Они никогда над этим не задумывались, как потом сами признавались. Мы рассуждаем, отчего собачке может быть грустно, а отчего весело. Дети воодушевились, наперебой вспоминают разные трогательные случаи с животными. Как выглядит грустная собачка? Об этом они не столько рассказывают, сколько изображают позой и мимикой, а Алла даже скулит. У неё и на рисунке изо рта грустной собачки тянется надпись «уууууу!».
На этом занятии основные усилия были направлены на образование у детей ориентировочной основы действия по третьему типу, т. е. путем анализа ошибок и способа их преодоления. Если ребенок выражает недовольство получившейся собачкой, преподаватель говорит: «Не бывает так, чтоб все не получилось. Как тебе самому кажется, где проволочка изогнута неправильно?» — и побуждает ребенка подробно проговорить, где он неверно направил линию и куда она должна пойти, чтоб получилось лучше. Потом ребенку предлагается осуществить действие еще раз. Если он опять недоволен, процедура анализа повторяется и следует новая попытка выполнить рисунок. Дети работают сосредоточенно, как никогда. Некоторые делают множество попыток, пока не получат удовлетворяющий их вариант. Очень интересно наблюдать, как они стараются выразить настроение собачки: поза и мимика уподобляются тому, что они рисуют, авторы разговаривают со своим, произведением, уговаривают грустную собачку потерпеть, а веселую хвалят, придумывают им клички.
Итак, главным достижением на этом занятии стало стремление детей осмыслить свои ошибки и активные попытки добиться желаемого результата (большинство достигло такого результата с 3—4 попытки). Мне пришлось быть свидетелем, как па уроках письма дети впадали в уныние оттого, что у них «не получилось», как они нервничали, некоторые отталкивали от себя тетрадь. Такова реакция наиболее добросовестных детей, когда приходится изображать что-то новое, еще не освоенное. Здесь же с самого начала была снята тревожность, дети получили право на ошибку, потому что, во-первых, проволочная собачка не обязана быть идеальной, а во-вторых, они убедились, что могут распоряжаться линией по своему усмотрению и создавать все более удачные варианты (что и делали с поразительной настойчивостью, которой, думается, позавидовали бы учителя, добивающиеся красивого почерка у детей). Эффект был так силен, что многие тут же выразили желание остаться еще на один час и поучиться «огибать проволокой и других зверей».
Другой важный итог — осознание эмоционального состояния своих персонажей и выразительных средств для его передачи. Веселую собачку дети изображали с поднятой головой, высунутым розовым язычком, весело закрученным хвостом. У грустных собачек хвост и мордочка опущены, ушки висят, па некоторых рисунках собачки плачут. Интересно, что некоторые использовали выразительность цвета. Многие по своей инициативе добавили окружающую природу, забор, будку, дом и т. п.
Буду рада, если упражнения помогут вам лучше понять своих малышей
!остальные пять упражений в следущей части)))
Анюта, ты меня удивляешь и удивляешь. Ты золотая )
ОтветитьУдалитьНееет, я простая)))
Удалить